г. Ломоносов, наб.Сидоровского канала, 3

История


 

Ломоносов (Ораниенбаум)

Grand Menshikov Palace, Oranienbaum (Lomonosov), St. Petersburg, RussiaЛомоносов — город в 40 км к западу от Санкт-Петербурга, муниципальное образование в составе Петродворцового района Санкт-Петербурга. Город расположен на южном берегу Финского залива и до 1948 года носил название Ораниенбаум. Историческое название города «Ораниенбаум» (нем. Oranienbaum) традиционно переводится с немецкого как «померанцевое (апельсиновое) дерево». В художественной литературе встречается указание на то, что в оранжереях дворца при Меншикове выращивались апельсины. Так же объясняет происхождение названия и народная этимология. Однако эта версия не подтверждается историческими источниками. Название было заимствовано из топонимии Германии (Ораниенбаум в княжестве Анхальт) просто как «красивое» название в духе моды петровской эпохи. Город в Германии в свою очередь был назван в честь Луизы-Генриетты Оранской, дочери короля Вильгельма III Оранского, который был кумиром Петра I. Таким образом, топоним Ораниенбаум означает «дерево Оранских».

Земли на южном берегу Финского залива были подарены Петром I «светлейшему» князю Ижорскому А. Меншикову. Местоположение Ораниенбаума и близость к Кронштадту сделало усадьбу местом остановок Петра I в связи с его частыми поездками туда на строительство мощной морской крепости. Для более удобных визитов царя Меншиков соединил свой дворец каналом с заливом. Таким образом, Петр I мог подплывать на корабле прямо к дворцу светлейшего князя. В 1711—1725 годах в Ораниенбауме архитекторами Д. Фонтана и Г. Шеделем для Меншикова был выстроен великолепный дворец. Впоследствии, когда в Ораниенбаум приезжал Петр II, здесь устраивались празднества, затмевавшие своей пышностью даже царские приемы. В 1743 году здание получил в подарок будущий император Петр III. В этом дворце в 1762 году Петр подписал акт об отречении от престола.

Городом Ораниенбаум становится в 1780 году по приказу Екатерины II, чья юность и молодость была тесно связана с этими местами. В 1785 году, когда каждый город России получил свой герб, изображение померанцевого деревца с его ярко-оранжевыми плодами, похожими на апельсины, вошло в герб Ораниенбаума. С 1796 дворец принадлежал великому князю Александру Павловичу, с 1831 — его брату великому князю Михаилу Павловичу и его наследникам. С 1873 по 1917 год владельцами Ораниенбаума были герцоги Мекленбург - Стрелицкие.

До конца XIX века Ораниенбаум — небольшой, застроенный в основном скромными особняками и дачами посёлок.

Город образовался вдоль городовой улицы (ныне Дворцовый проспект) уже как купеческое детище. Купцы построили здесь магазины, трактиры, доходные дома, гостиницы и рестораны. Они оценили выгодное соседство с царскими и великокняжескими резиденциями и расположение на главном пути из Ораниенбаума в Кронштадт. Ораниенбаумские офицеры, флотские командиры Кронштадта и состоятельные петербуржцы стали активно снимать и строить в тихом уютном городке дачи для летнего проживания своих семей. В письмах Н. М. Карамзина говорится о посещении им Ораниенбаума вместе с Пушкиным, Тургеневым и Жуковским. Николай Некрасов отдыхал в предместье Ораниенбаума в 1850-х годах и на его даче в те годы побывали все известные литераторы. Сюда к нему приезжали: Л. Толстой, И. Тургенев, Н. Добролюбов, Д. Григорович, Н. Чернышевский, Александр Дюма (отец) и другие. Летом 1882 года здесь снимал дачу Салтыков-Щедрин.

В Ораниенбаумском уезде в 1782 году родился талантливый портретист О. А. Кипренский. Здесь писал этюды Левитан. Две картины видов окрестностей Ораниенбаума принесли известность А. К. Саврасову, получившему за одну из них звание академика живописи. Над картиной «В лесу Мордвиновой» весной 1891 года работал И. И. Шишкин. Картина эта считается одним из совершенных произведений мастера. Одновременно с ней им написаны здесь же картины: «Дождь в дубовом лесу», «Летний день». В 1864 году к Ораниенбауму от Петергофа подводится железнодорожная ветка, которая связывает его с Петербургом. После пуска железной дороги в Ораниенбауме по инициативе барона Фелейзина перед зданием вокзала появился свой театр. Дебютной эта сцена стала для легендарной Комиссаржевской. Федор Шаляпин в августе 1895 года пел в Ораниенбаумском театре. На его подмостках выступали балерины Анна Павлова и Тамара Карсавина. В Ораниенбауме родился Игорь Федорович Стравинский (1882—1971) — русский композитор, дирижёр и пианист, один из крупнейших представителей мировой музыкальной культуры XX века.

Ораниенбаум - единственный из пригородов, который в годы Великой Отечественной войны не подвергся разрушению фашистскими захватчиками. С осени 1941 года, во время Великой Отечественной войны, город представлял собой центр Ораниенбаумского плацдарма, который находился на территории протяжённостью 65 км вдоль Финского залива от Кернова до Старого Петергофа и 20—25 км в глубину. Благодаря существованию «Ораниенбаумского пятачка» культурные ценности в Дворцовом парке Ораниенбаума пострадали значительно меньше, чем в Петергофе. В течение войны в Ораниенбаумской гавани находился легендарный крейсер «Аврора».

Поврежденные, но не разрушенные в годы войны, дворцы-музеи и парки города Ломоносова сохранили во всей своей достоверности и неповторимости декоративное убранство 18-го века. Поэтому они представляют собою огромную художественную ценность как подлинные архитектурные памятники, знакомящие нас с историей и искусством прошлого. Государственный музей-заповедник Ораниенбаум включен в список памятников культуры ЮНЕСКО.

В дворцово-парковый комплекс Ораниенбаума входят три ансамбля. Это ансамбль Большого дворца, ансамбль Петерштадт и ансамбль Собственная дача с ее главными постройками – Китайским дворцом и павильоном Катальной горки. В них ярко отражена архитектура барокко начала XVIII века и классицизма 60-70-х годом XVIII века.

В 2004 году начался новый этап реставрационных работ этих трёх ансамблей музея-заповедника «Ораниенбаум».

 

Большой (Меншиковский) дворец

С постройки дворца началось строительство города Ораниенбаума. Загородная резиденция создана для А. Д. Меншикова в 1711—1725 годах архитекторами И. Г. Шеделем и Дж. М. Фонтана. Дворец был перестроен в 1762—1780 годах архитектором А. Ринальди. От центрального одноэтажного корпуса, увенчанного княжеской короной, тянутся на восток и запад крылья, которые завершаются павильонами. С юга к павильонам примыкают флигеля, образующие парадный двор. Дворец стоит на краю террасы и связан с Нижним садом лестницей с множеством ступенек.

 

Крепость Петерштадт

Ораниенбаум, дворец Петра III. Возведён для будущего императора по проекту архитектора Антонио Ринальди в 1758—1762 гг.

Для своего увеселения император Пётр III построил в Ораниенбауме «потешную крепость» Петерштадт. Она была закончена в 1762 году и полностью соответствовала всем требованиям фортификации своего времени. По форме крепость напоминала четырнадцатиконечную звезду с валами и рвом. Трое ворот были оборудованы подъёмными мостами. В самой крепости находилось четыре бастиона с двенадцатью пушками и различные строения: арсенал, казармы, дома офицеров-голштинцев и коменданта, гауптвахта, пороховой склад, лютеранская кирха. В центре находился пятиугольный плац, ограждённый одноэтажными строениями и называвшийся Арсенальным двором. Между этими строениями были расположены Почётные ворота, рядом с которыми находился двухэтажный дворец императора. До нашего времени дошли только императорский дворец (дворец Петра III) и Почётные ворота. Деревянная крепость Петерштадт не уцелела.

 

Дворец Петра III

Каменное здание на берегу реки Карость, возведённое архитектором А. Ринальди в 1758—1762 годах. Это небольшой, почти кубической формы двухэтажный павильон, увенчанный балюстрадой. Помещения дворца небольшие. Картины, лаки, ткани, резьба по дереву делали их необычайно насыщенными и по цвету, и по плотности декоративной отделки.

 

Почётные ворота

Возведены в 1757 году архитектором А. Ринальди, стоят под некоторым углом к дворцу, как въездные ворота. Над воротами поднимается лёгкая восьмиугольная башенка — «фонарик» со шпилем. Капитально отреставрированы в 1952 году.

 

Собственная дача

Построена в 1760—1770-х годах архитектором А. Ринальди для будущей императрицы Екатерины II.

 

Китайский дворец

The Chinese Palace, Oranienbaum (Lomonosov), St. Petersburg, RussiaПостроен в 1762—1768 году по проекту архитектора А. Ринальди. Один из немногих сохранившихся образцов русского рококо в России. Название обусловлено большой коллекцией произведений китайского прикладного искусства во дворце. Первоначально дворец был одноэтажным. Второй этаж был построен с южной стороны архитектором А. И. Штакеншнейдером в 1840 году. Пристройки с восточной и западной сторон дворца, а также застеклённая галерея сделаны в 1850-х годах.

Внутреннее убранство отличается богатством и изысканностью: настенная роспись, живописные панно, вышивка, тончайшая лепка, наборные полы по рисункам А. Ринальди. Основные залы: зал Муз, Стеклярусный кабинет, Большой зал, Сиреневая гостиная, Портретная, Золотой кабинет и другие.

 

Павильон Катальной горки

 

Катальная горка Екатерины II после реконструкции

В 1762—1769 годах была построена каменная Катальная горка. Павильон, дошедший до нашего времени, являлся частью более сложного сооружения, которое не уцелело. Непосредственно к павильону примыкали деревянные горки-скаты, по которым съезжали на резных колясках-одноколках. Наверх они поднимались на канатах по специальным желобам. Катальная дорога протянулась на 532 метра и имела на трассе четыре горки высотой до двадцати метров. Насчитывалось три колеи шириной шесть метров. Средняя колея предназначалась для катания, две боковые — для подъёма колясок. Параллельно колеям были построены галереи для прогулок, украшенные статуями и вазами.

К 1801 году катание было запрещено из-за трещин в стенах, к 1860-м годам Катальная гора была полностью разобрана. На её месте в настоящее время располагается широкая аллея. Во время войны павильон Катальной горки получил сильные повреждения. После войны отреставрирован, открыт в 1959 году. В 2007 году завершилась полная реконструкция Катальной горки.

 

Другие достопримечательности

На сегодняшний день на территории города Ломоносов находится 210 памятников истории и культуры. Среди достопримечательностей города также:

  • • Усадьба С. К. Грейга (1720-е, архитектор Д.Трезини, посёлок Ольгин канал) — бывший дворец «Санс-Эннуи», разрушенный в годы войны. Парк XVIII века с главным домом с флигелями, прудом, статуями, террасами и мостами.
  • • Усадьба Мордвиновых (XVIII — начало XX веков, улица Левитана, 2) — парк с трёхсотлетними дубами, оранжереей и прудами, водонапорная башня.
  • • Дворцовые конюшни (1751—1754, архитектор Ф. Б. Растрелли, Еленинская улица, 20-26)
  • • Здание городских Присутственных мест (1815—1824, архитекторы В. П. Стасов и А. А. Михайлов)
  • • Городские ворота (1826—1829, архитектор Алексей Горностаев, Ораниенбаумское шоссе) — кирпичные оштукатуренные ворота кубической формы с прорезанной въездной аркой.

Городские ворота

  • • Евангелическо-лютеранская церковь Святого Иоанна (1831, архитектор А. Менелас, Мартышкино, Кирочная улица, 14) — действующая церковь финской Евангелическо-лютеранской общины
  • • Вокзал железнодорожной станции Ораниенбаум (1862—1864, архитектор Ф. Л. Миллер, реконструкция 1940—1950-х годов)
  • • Усадьба «Дача Максимова» (1892, Краснофлотское шоссе, 16) — главный дом с парком XVIII—XIX веков, оранжереей и прудом.
  • • Церковь Пресвятой Троицы и богадельня (1903—1904, архитектор И. П. Горленский, Оранжерейная улица, 19)
  • • Подворье Городищенского монастыря Рождества Богородицы (начало XX века, архитектор П. П. Соколов, Михайловская улица, 19А) — два жилых дома и часовня святителя Николая, Преподобного Серафима Саровского и царицы Александры.
  • • Собор Архангела Михаила (1914, архитектор А. К. Миняев, Дворцовый проспект, 61) — действующая православная церковь в неорусском стиле.

Собор Архангела Михаила

  • • Братское захоронение в Мартышкино (1975, архитекторы А. И. Алымов, А. В. Карагин и скульптор Абовян, Мартышкино, Морская улица) — мемориальный комплекс братских захоронений защитников Ораниенбаумского плацдарма во время Великой Отечественной войны с бронзовым памятником Воину-победителю: солдат в плащ-палатке изображён в броске на амбразуру дота.
Обратный звонок